АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЕЧЕНИЯ СОЧЕТАННЫХ И ИЗОЛИРОВАННЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ЛИЦЕВОГО ЧЕРЕПА, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАВМОЦЕНТРОВ


Масляков В.В., Барачевский Ю.Е., Павлова О.Н., Прошин А.Г., Поликарпов Д.Н., Пименов А.В., Пименова А.А., Акмалов Н.А.

Аннотация


Проблема дорожно-транспортных происшествий до настоящего времени не потеряла своей актуальности. Одним из повреждений, которое зачастую происходит при дорожно-транспортных происшествиях, является повреждение лицевой части черепа. Такие повреждения могут быть как отрытыми, так и закрытыми. Количество повреждений данной анатомической области составляет 23,86 %. Согласно данным, которые представлены в литературе, доля таких травм в различных районах РФ колеблется от 28,6 до 85,0 %.

Цель исследования – провести анализ результатов лечения пациентов с сочетанными и изолированными повреждениями лицевого черепа, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, в условиях региональных трамоцентров.

Материалы и методы. В работе представлен анализ лечения 230 пациентов с травмами лицевого черепа, полученными в условиях ДТП, находившихся на лечении в травмоцентрах различного уровня Саратовской области с 2010 по 2020 год. Средний возраст пациентов составил 29 ± 5 лет (M ± m). Мужчин было 159 (69,1 %), женщин – 71 (30,9 %) человек. В качестве первичной документации использовались истории болезни, амбулаторные карты, сопроводительные листы бригады скорой медицинской помощи. В исследование включались все пациенты, которые были доставлены бригадами скорой медицинской помощи, имеющие открытые и закрытые, изолированные, множественные и / или сочетанные повреждения лицевого черепа, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий, начиная с 15 лет. Исключались пациенты с сочетанными повреждениями конечностей, шейного отдела позвоночника, таза, а также пациенты, которые были доставлены не бригадами скорой медицинской помощи.

Результаты. Как показывает проведенное исследование, повреждения лицевого черепа при дорожно-транспортных происшествиях сопровождаются большим количеством осложнений – 71 (30,9 %), и летальных исходов – 50  (21,7 %). При этом количество как осложнений, так и летальных исходов напрямую зависит от уровня травмоцентов, где оказывалась медицинская помощь. Так, минимальное количество осложнений и летальных исходов было зарегистрировано при оказании медицинской помощи в трамоцентрах I уровня, а максимальное при оказании такой помощи в травмоцентрах III уровня. Это связанно с рядом факторов как организационного, так и лечебного характера.

Первая, основная причина, приведшая к высоким показателям летальности и осложнений, связана с отсутствием специалистов, готовых оказать круглосуточную специализированную помощь в травмоцентрах II и III уровня. В результате этого в 27 (11,7 %) случаях были выявлены диагностические ошибки, а квалифицированная помощь была оказана несвоевременно или не в полном объеме. Вторая причина, приведшая к задержке со своевременной диагностикой – отсутствие необходимого оборудования в трамоцентрах II и III уровня. Третья причина – недооценка состояния пациента бригадами скорой медицинской помощи во время транспортировки таких пострадавших. В то же время следует отметить, что в травмоцентрах всех уровней достаточно широко применялась тактика damage control при тяжелых повреждениях, что помогло избежать большего количества осложнений и летальных исходов.

Заключение. Повреждение лицевого черепа при ДТП характеризуется высокими показателями осложнений, которые достигают 14,8 % и летальных исходов, достигающих 9,1 %. Эти показатели зависят от уровня и своевременности оказания квалифицированной помощи.


Ключевые слова


травмы лицевого черепа; дорожно-транспортные пришествия; изолированные и сочетанные травмы; травмоцентры; осложнения; летальность

Полный текст:

Full Text PDF Full Text HTML Full Text HTML (English)

Литература


Klachkova AV, Semyonova ED. Analysis of road accident statistics in the Russian Federation. Innovative Science. 2020; (12): 26-28. Russian (Клачкова А. В., Семёнова Е. Д. Анализ статистики ДТП в Российской Федерации // Инновационная наука. 2020. №12. С. 26-28).

Lastovetskiy AG, Lebedev MV, Averyanova DA. The frequency and structure of traumatic injuries of the brain and facial departments of the skull in victims of traffic accidents. News of higher educational institutions. Volga region. Medical sciences. 2014; 3 (31): 105-115. Russian (Ластовецкий А. Г., Лебедев М. В., Аверьянова Д. А. Частота и структура травматических повреждений мозгового и лицевого отделов черепа у пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. 2014. №3 (31). С. 105-115).

Fokas NN, Levenec AA, Gorbach NA et al. Methodology for the study of cranial-maxillofacial injuries (using the example of the Krasnoyarsk Territory). International Journal of Applied and Basic Research. 2015; (10-5): 826-829. Russian (Фокас Н. Н., Левенец А. А., Горбач Н. А., Павлушкин А. А., Метелев И. А., Кравцова Г. Н. Методология исследования черепно-челюстно-лицевого травматизма (на примере Красноярского края) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №10-5. С. 826-829; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7636 (дата обращения: 14.08.2021).

Ryumin AV. Early rehabilitation of victims in traffic accidents. Healthcare. 2013; (2): 54-60. Russian (Рюмин А. В. Ранняя реабилитация пострадавших в ДТП // Здравоохранение. 2013. №2.С. 54–60).

Konetskiy IS. Provision of medical care for patients with craniofacial injury in the conditions of the intensive care unit. Medical Bulletin of Bashkortostan. 2011; (3): 53-58. Russian (Конецкий И. С. Оказание медицинской помощи больным с краниофациальной травмой в условиях реанимационного отделения // Медицинский вестник Башкортостана. 2011. №3.С. 53–58).

Fraerman AP, Syrkina NV, Zhelezin OV, Gomozov GI. Combined traumatic brain injury. Message 2. Emergency care and surgical tactics. Modern Technologies in Medicine. 2010; (4): 128-137. Russian (Фраерман А. П., Сыркина Н. В., Железин О. В., Гомозов Г. И. Сочетанная черепно-мозговая травма. Сообщение 2. Неотложная помощь и хирургическая тактика // Современные технологии в медицине. 2010. № 4. С. 128-137.

Khristoforando DYu. Craniofascial injury, diagnostic algorithm. Bulletin of new medical technologies. 2011; 4 (18): 146-147. Russian (Христофорандо Д. Ю. Краниофасцильная травма, диагностический алгоритм // Вестник новых медицинских технологий. 2011. №4 (18). С. 146–147).

Maslyakov VV, Barachevsky YuE, Pavlova ON, Polikarpov DA, Pimenov AV, Proshin AG, et al. Analysis of the results of first aid in case of damage to the facial skeleton as a result of road accidents. Safety Issues. 2021; (2): 20-27. Russian (Масляков В. В., Барачевский Ю. Е., Павлова О. Н. Поликарпов Д. А., Пименов А. В., Прошин А. Г. и др. Анализ результатов оказания первой помощи при повреждениях лицевого скелета в результате дорожно-транспортных происшествий //Вопросы безопасности. 2021. № 2.С. 20-27.)

Maslyakov VV, Barachevsky YuE, Pavlova ON, Pimenov AV, Proshin AG, Polyakov AV et al. Organizational aspects of providing emergency medical care to victims of road accidents with damage to the facial skeleton. Disaster Medicine. 2021; 2(114): 65-67. Russian (Масляков В. В., Барачевский Ю. Е., Павлова О. Н., Пименов А.В., Прошин А.Г., Поляков А.В. и др. Организационные аспекты оказания скорой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях с повреждениями лицевого скелета // Медицина катастроф. 2021. №2(114). С. 65-67).

Baranov AV. The analysis of the road accidents with medical consequences on federal Highway M-8 "Kholmogory" in the Arkhangelsk region. Polytrauma. 2020; (2): 15-20. Russian (Баранов А. В. Анализ дорожно-транспортных происшествий с медицинскими последствиями на федеральной автодороге М-8 «Холмогоры» в Архангельской области // Политравма. 2020. №2.С. 15-20).

Goncharov AV, Samokhvalov IM, Suvorov VV, Markevich VYu, Pichugin AA, Petrov AN. Problems of stage treatment of victims with severe combined injuries in the regional trauma system. Polytrauma. 2017; (4): 6-15. Russian (Гончаров А. В., Самохвалов И. М., Суворов В. В., Маркевич В. Ю., Пичугин А. А., Петров А. Н. Проблемы этапного лечения пострадавших с тяжелыми сочетанными травмами в условиях региональной травмосистемы // Политравма. 2017. №4.С. 6-15).

Bosko OYu, Malanin DA, Sebelev AI. Fundamental approaches to the organization of the trauma system of the Volgograd region. Volgograd Scientific and Medical Journal. 2011; (3): 58-62. Russian (Боско О. Ю., Маланин Д. А., Себелев А. И. Принципиальные подходы к организации травмосистемы Волгоградской области // Волгоградский научно-медицинский журнал. 2011. №3.С. 58-62).

Matveev RP, Gudkov SA, Bragina SV. Organizational aspects of providing medical care to victims of road traffic polytrauma: literature review. Disaster Medicine. 2015; 4 (92): 45-48. Russian (Матвеев Р. П., Гудков С. А., Брагина С. В. Организационные аспекты оказания медицинской помощи пострадавшим с дорожно-транспортной политравмой: обзор литературы // Медицина катастроф. 2015. №4 (92).С. 45-48).

Gumanenko EK, Boyarintsev VV, Suprun TYu, Lyashedko PP. Objective assessment of injury severity. Saint Petersburg: VMedA, 1999. 110 p. Russian (Гуманенко Е. К., Бояринцев В. В., Супрун Т. Ю., Ляшедько П. П. Объективная оценка тяжести травм. СПб.: ВМедА, 1999. 110 с.)

Timofeev AA. Manual of maxillofacial surgery and surgical dentistry. 4th ed. Kiev: LLC Chervona-Ruta-Tours. 2002. 384-484 p. Russian (Тимофеев А. А. Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии. 4-е изд. Киев:ООО Червона-Рута-Турс. 2002. С. 384-484).


Статистика просмотров

Загрузка метрик ...

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.