Агаджанян В.В.
ГАУЗ КО «Областной клинический
центр охраны здоровья шахтеров», г. Ленинск-Кузнецкий, Россия,
ФГБУ «Новосибирский
научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна»
Минздрава России, г. Новосибирск, Россия
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ РЕЕСТРА ПОЛИТРАВМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цель – привлечь внимание специалистов к
проблеме политравмы и необходимости создания Российского национального реестра
политравмы.
Материалы и методы. Предложено использовать
модифицированный контрольный список мероприятий (КСМ) по лечению травмы
согласно рекомендациям ВОЗ, который был принят в качестве вспомогательного
средства лечения сложных пациентов с травмой в клиниках Канады и Европейского
сообщества для улучшения качества лечения и безопасности пациента.
Обсуждение. В модифицированном контрольном
списке мероприятий по лечению травмы определены доступные и простые критерии
политравмы в качестве вспомогательного инструмента для последующего
практического построения реестров политравмы. Эти критерии позволят рабочей
группе (ассоциации, академии или обществу) по проблемам политравмы разработать,
внедрить в практику основной национальный реестр политравмы. Несомненно, что
для успешной интеграции реестра необходимо провести процедуры согласования,
признания с соблюдением обязательной доступности/открытости, возможности
обратной связи исполнителей и разработчиков.
Заключение. Модифицированный контрольный
список мероприятий по лечению политравмы содержит простые и доступные критерии,
которые могут быть использованы во всех лечебных
учреждений, работающих с тяжело травмированными пациентами, и могут быть
рекомендованы в качестве основы для создания Российского национального реестра
политравмы.
Для максимально широкого обсуждения и внесения изменений
в контрольный список мероприятий по лечению политравмы приглашаем к
продуктивному сотрудничеству и дискуссии на страницах журнала «Политравма/Polytrauma» организаторов здравоохранения, сотрудников
травмоцентров всех уровней, общества травматологов-ортопедов,
хирургов, нейрохирургов, анестезиологов и реаниматологов и других дисциплин.
Ключевые слова: контрольный список мероприятий по лечению политравмы; создание Российского национального реестра политравмы
В разное время вопросы создания реестра политравмы
активно обсуждались в медицинском сообществе. Об этом свидетельствуют многочисленные
публикации [1-5, 9-12].
Реестры политравмы, как правило, общенациональны,
предназначены для повышения гарантированной доступности и обеспечения высокого
качества медицинской помощи для пациентов с тяжелой травмой [13-17]. По существу,
это предполагает решение двух основных целей: гарантии качества оказания
медицинской помощи в конкретных медучреждениях и внедрения разрабатываемых
высокотехнологичных, научно-обоснованных методов организации, диагностики и
лечения.
В Российской Федерации попытки создания реестров
политравмы предпринимаются в виде методических рекомендаций различного уровня
[6-8]. В данных рекомендациях определены основные термины и понятия,
используемые для характеристики политравмы, такие как «тяжесть повреждений», «тяжесть состояния» и «тяжесть травмы», представлены
наиболее обоснованные с точки зрения доказательной медицины и применения в
широкой клинической практике способы их объективной оценки, методы диагностики
и выбора очередности хирургического лечения с учетом доминирующих повреждений.
Они призваны помочь врачу в выборе оптимальной стратегии лечения пострадавших с
политравмой.
Однако до сих пор отсутствие общего «языка» при
обсуждении проблем политравмы, с одной стороны, и принятие единого решения в
практическом создании реестра политравмы, с другой стороны, не приблизило нас к
переходу от рекомендательного характера к созданию Российского национального
реестра политравмы.
В ранее опубликованной нами работе [6] было предложено
использовать модифицированный контрольный список мероприятий (КСМ) по лечению
травмы согласно рекомендациям ВОЗ [17].
Имея в наличии, как минимум, основной «инструмент», что
такое политравма, можно продолжать детальное обсуждение последующего
практического построения реестров политравмы.
Основные задачи:
1. Контроль
всей цепи лечебного процесса с целью выявления его слабых и сильных сторон с
точки зрения лечащих врачей и пациентов в конкретных лечебных учреждениях.
2. Разработка
стандартов оказания медицинской помощи пострадавшим с тяжелыми травмами на
различных этапах.
3. Определение
критериев оценки результативности и качества лечения, реабилитации.
4. Обеспечение
клинических исследований по вопросам эпидемиологии тяжелой травмы, диагностики,
лечения, экономики, качества жизни, прогноза, оценки, рекомендации, оценки
оснащенности лечебно-профилактических учреждений и квалификации врачебного
персонала.
Мы предприняли очередную попытку привлечь внимание
специалистов к проблеме политравмы и необходимости создания реестра политравмы,
поэтому разместили в данной статье контрольный список мероприятий (КСМ) по
лечению травмы согласно ВОЗ [6, 17], который был принят в качестве
вспомогательного средства лечения сложных пациентов с травмой в клиниках Канады
[13] и Европейского сообщества [11, 14-16] для улучшения качества лечения и
безопасности пациента (табл.).
Таблица. Модифицированный КСМ
(контрольный список мероприятий) по лечению травмы согласно рекомендациям ВОЗ
Перед тем как покинуть Отделение неотложной помощи |
Before leaving the emergency department |
1. Если верхние дыхательные пути вне опасности, планируете ли вы проводить дальнейшее вмешательство на них? |
1. If upper airways are in safe, do you plan to conduct further intervention for airways? |
□ Да □ Нет, и планирую обсудить это с коллегами |
□ Yes □ No, and I have plans for discussion with my colleagues |
2. У пациента 8 или менее баллов по Шкале Комы Глазго? |
2. Is Glasgow Coma Scale 8 points or less? |
□ Нет □ Да, и пациент интубирован |
□ No □ Yes, the patient is intubated |
3. Была ли сделана рентгенография грудной клетки, и исключен ли гемо/пневмоторакс? |
3. Did somebody perform chest X-ray and exclude hemo/pneumothorax? |
□ Да |
□ Да Yes |
4. Проверена ли пульсовая оксиметрия и функционирование? |
4. Whether pulse oximetry and functioning were performed? |
□ Да |
□ Yes |
5. Была ли сделана рентгенография области таза, чтобы исключить патологию и рассмотреть вопрос о бандаже? |
5. Did somebody realize pelvic X-ray examination for excluding pathology and considering the issue about bandage? |
□ Да □ Нет (противопоказано при проникающей травме) |
□ Yes □ No (contraindicated in case of penetrating injury) |
6. Проведено ли назначение соответствующей инфузионной / инфузионно-трансфузионной терапии? (кристаллоидов, коллоидов, затем крови) |
6. Did somebody designate appropriate infusion/infusion-transfusion therapy (cristalloids, colloids, and blood afterwards)? |
□ Да |
□ Yes |
7. Проводился ли анализ крови на газы и кислотность? |
7. Whether blood analysis of gases and acidity was performed? |
□ Да |
□ Yes |
8. Находится ли пациент в состоянии шока (ацидоз, дефицит оснований ≤ -6 или стойкая тахикардия или гипотензия)? |
8. Is the patient in shock (acidosis, base deficit ≤ -6, persistent tachycardia or hypotension)? |
□ Нет □ Да |
□ No □ Yes |
Если да: доведено ли это до сведения хирурга? □ Нет □ Да |
If yes, is the surgeon informed?- □ No □ Yes |
Заказана ли кровь? И рассматривается ли возможность её переливания? |
– Is the blood ordered? Is the possibility for transfusion considered? |
□ No |
□ No |
□ Yes |
□ Yes |
9. Внутреннее кровотечение было обнаружено с помощью |
9. Internal bleeding was identified with |
□ клинического обследования (например, при огнестрельном ранении брюшной полости) |
□ clinical examination (for example, in case of abdominal gun shot) |
□ фокусированной абдоминальной сонограммы (при тупой травме живота) |
□ focused abdominal sonography (in blunt abdominal injury) |
□ лапороскопия и исследование лаважой жидкости из брюшной полости |
□ laparoscopy and examination of abdominal lavage |
□ КТ или этот вопрос ещё в процессе решения |
□ CT or this question is under decision making |
10. Проверили ли Вы открытые раны и контролируете ли вы внешние кровотечения, включая кожу черепа, спины и промежность? |
10. Did you check open wounds? Are you controlling external bleeding, including skin in the region of skull, back and crotch? |
□ Да |
□ Yes |
11. Проверили ли Вы нервно-сосудистый статус всех 4-х конечностей? |
11. Did you check nervous vascular status in all four extremities? |
□ Да |
□ Yes |
12. Измерена ли температура и исключена ли гипотермия (температура ниже 35 градусов)? |
12. Did somebody measure temperature and exclude hypothermia (body temperature < 35 degrees)? |
□ Да, и в случае необходимости предприняты действия |
□ Yes, and appropriate measures were initiated if it was necessary |
13. Приняты ли во внимание необходимость назначения анальгетиков, антибиотиков, других необходимых лекарственных препаратов? |
13. Did you consider the necessity of designation of analgetics, antibiotics and other required medicamental drugs? |
□ Да |
□ Yes |
14. Объявили ли доктора-консультанты свои планы? |
14. Did the consulting physicians give out their plans? |
□ Анестезиолог/реаниматолог |
□ Anesthesiologist/intensivist |
□ Общий хирург |
□ General surgeon |
□ Ортопед |
□ Orthopedist |
□ Нейрохирург |
□ Neurosurgeon |
(если они уведомлены) |
(if they were informed) |
15. Готовятся ли для транспортировки пациента необходимые препараты? |
15. Is somebody preparing appropriate drugs for transportation? |
□ наркотики |
□ narcotics |
□ гипнотики/атарактики |
□ hypnotics/ataractics |
□ релаксанты |
□ relaxants |
16. Остались ли у кого-то из бригады докторов вопросы, нерешенные до выписки из отделения травматологии? |
16. Does somebody among the physicians has the issues which have not been solved before discharge from traumatology department? |
Необходимо отметить, что в настоящее время международной
группой экспертов сформировано основное понятие термина "политравма". Определены
критерии, позволяющие его объективизировать. Они просты, доступны для всех
лечебных учреждений, работающих с тяжело травмированными пациентами, и могут
быть рекомендованы в качестве основы для внедрения в научно-практическую
деятельность российской медицины.
Эти критерии позволят рабочей группе (ассоциации, академии
или обществу) по проблемам политравмы разработать, внедрить в практику основные
национальные реестры политравмы. Несомненно, что для успешной интеграции
реестра необходимо провести процедуры согласования, признания с соблюдением
обязательной доступности/открытости, возможности обратной связи исполнителей и
разработчиков и т.д.
Для максимально широкого обсуждения и внесения изменений
в контрольный список мероприятий по лечению политравмы приглашаем организаторов
здравоохранения, сотрудников травмоцентров всех уровней, общества травматологов-ортопедов, хирургов, нейрохирургов, анестезиологов и
реаниматологов и других дисциплин.
Всестороннее обсуждение данных вопросов должно повысить
эффективность использования современных медицинских технологий, что в масштабах
страны позволит снизить такие социально-значимые показатели, как
нетрудоспособность, инвалидизация, смертность и, соответственно, повысить
качество жизни граждан и ее продолжительность.
Объединение профессионалов различных медицинских
специальностей с целью плодотворного сотрудничества даст мощный толчок для
обмена опытом и усовершенствования системы оказания медицинской помощи
пострадавшим с политравмой, поскольку разработка оптимального подхода к
профилактике, диагностике и лечению тяжелых повреждений является общей задачей
медицинского сообщества.
Приглашаю всех заинтересованных специалистов к
продуктивному сотрудничеству и дискуссии на страницах журнала «Политравма/Polytrauma». Это позволит определить тактику совместной
деятельности, особенно в решении сложных междисциплинарных медицинских проблем
по лечению политравмы.
Мы надеемся, что по завершению обсуждения согласованные
рекомендации могут быть использованы для создания Российского национального
реестра политравмы, что возможно только при участии Министерства
здравоохранения Российской Федерации.
Информация о финансировании и конфликте интересов
Исследование не имело спонсорской
поддержки.
Автор декларирует отсутствие
явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей
статьи.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:
1. Agadzhanyan
VV, Pronskikh AA, Ustyantseva IM, Agalaryan AKh, Kravtsov SA, Krylov YuM et al.
Polytrauma. Novosibirsk: Nauka Publ., 2003. 494 p. Russian (Агаджанян В.В., Пронских А.А., Устьянцева И.М.,
Агаларян, А.Х., Кравцов С.А., Крылов Ю.М. и др. Политравма. Новосибирск: Наука,
2003. 494 с.)
2. Agadzhanyan
VV, Ustyantseva IM, Pronskikh AA, Novokshonov AV, Agalaryan AKh. Polytrauma. Septic
complications. Novosibirsk: Nauka Publ., 2005. 391 p. Russian (Агаджанян В.В., Устьянцева И.М., Пронских А.А., Новокшонов А.В., Агаларян А.Х. Политравма. Септические осложнения. Новосибирск: Наука,2005.
391 с.)
3. Agadzhanyan VV, Ustyantseva IM, Pronskikh AA, Kravtsov SA, Novokshonov AV, Agalaryan AKh, Milyukov AYu, Shatalin AA. Polytrauma. An acute management and transportation. Novosibirsk: Science, 2008. 320 p. Russian (Агаджанян В.В., Устьянцева И.М.,
Пронских А.А., Кравцов С.А., Новокшонов А.В., Агаларян А.Х., Милюков А.Ю., Шаталин
А.А. Политравма. Неотложная помощь и транспортировка. Новосибирск: Наука, 2008.
320 с.)
4. Agadzhanyan
VV, Agalaryan AKh, Ustyantseva IM, Galyatina EA, Dovgal DA, Kravtsov SA et al. Polytrauma.
Treatment of children. Novosibirsk: Nauka Publ., 2014. 244 p. Russian (Агаджанян В.В., Агаларян А.Х., Устьянцева И.М., Галятина Е.А., Довгаль Д.А., Кравцов С.А. и др. Политравма.
Лечение детей. Новосибирск: Наука, 2014.
244 с.)
5. Agadzhanyan
VV. Polytrauma: problems and practical issues. Polytrauma. 2006; 1: 5-8. Russian (Агаджанян, В.В. Политравма: проблемы и
практические вопросы //Политравма. 2006. № 1. С. 5-8)
6. Agadzhanyan
VV, Kravtsov SA. Polytrauma: ways of development (terminology). Polytrauma. 2015; 2: 6-13.
Russian (Агаджанян
В.В., Кравцов С.А. Политравма, пути развития (терминология) //Политравма. 2015.
№ 2. С. 6-13)
7. Agadzhanyan
VV. Organization of medical care for multiple and associated injury
(polytrauma): the project of clinical recommendations (treatment protocol). Polytrauma. 2015; 4: 6-18.
Russian (Агаджанян В.В.
Организация медицинской помощи при множественной и сочетанной травме
(политравме): проект клинических рекомендаций (протокола лечения) //Политравма.
2015. № 4. С. 6-18.)
8. Savvin
YuN, Kudryavtsev BP. Clinical recommendations for rendering medical care for
patients with polytrauma in emergency situations. M., 2015. 66 p. Russian (Саввин Ю.Н., Кудрявцев
Б.П. Клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи пострадавшим с
политравмой в чрезвычайных ситуациях. М., 2015. 66 с.)
9. Bosk CL, Dixson-Woods M, Goeschel CA, Pronovost PJ.
Reality check for checklists. Lancet.
2009; 374(9688): 444-445
10. Haynes AB, Weiser TG, Berry WR, Lipsitz SR, Breizat
A-HS, Dellinger E.P, et al. A surgical safety checklist to reduce morbidity and
mortality in a global population. N.
Engl. J. Med. 2009; 360(5):
491-499
11. Levy SM, Senter CE, Hawkins RB, Zhao JY, Kao LS, Lally
KP, et al. Implementing a surgical checklists: more that checking a box. Surgery. 2012; 152(3): 331-336
12. Mahajan RP. The WHO surgical checklist. Best Pract Clin Anaesthesiol. 2011;
25(2): 161-168
13. Nolan B, Zakirova R, Bridge
J, Nathens AB. Barriers to implementing the World Health Organization’s Trauma Care
Checklist: A Canadian single-center experience. The Journal of Trauma and Acute Care Surgery. 2014; 77(5): 679-683
14. Pape HC, Lefering R, Butcher N, Peitzman A, Leenen L,
Marzi I, et al. The definition of polytrauma revisited: an international
consensus process and proposal of the new «Berlin definition». The Journal of Trauma and Acute Care
Surgery. 2014; 77(5): 780-786
15. Vats A, Vincent CA, Nagpal K, Davies RW, Darzi A,
Moorthy K. Practical challenges of introduction WHO surgical checklist: UK
pilot experience. Br. Med J. 2010;
340: b5433
16. WHO.
Global Burden of Disease, Available at: http
//www.who.int/healthinfo/global_burden_disease/en/.Accessed March 25.2014
17. WHO. Trauma Care Checklist. Available at: http://www.whp.int/patientsafety/implementation/checlists/trauma/en/index.html
Accessed March 25, 2014
Статистика просмотров
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.