Баранов А.В., Ключевский В.В., Петчин И.В., Барачевский Ю.Е., Меньшикова Л.И.
ГБУЗ АО
«Архангельская областная клиническая больница»,
ФГБОУ ВО
«Северный государственный медицинский университет» Минздрава России,
г. Архангельск,
Россия,
ФГБОУ ВО
«Ярославский государственный медицинский университет»,
г. Ярославль,
Россия
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ТРАВМЫ И ПОЛУЧЕННЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ У ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Цель – дать
характеристику обстоятельств травм и полученных повреждений у пострадавших в
дорожно-транспортных происшествиях арктической зоны Архангельской области.
Материалы и методы исследования. Материалом исследования послужила выборка 518 медицинских
карт (ф. 003/у), оформленных на пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях (ДТП) и поступивших по срочным показаниям на лечение в
многопрофильные стационары г. Северодвинска в период с 01.01.2012 по 31.12.2016.
Результаты. На изучаемой
территории арктической зоны Архангельской области среди пострадавших в ДТП на
федеральной (М-8) и региональных автодорогах отмечено доминирование водителей и
пассажиров автотранспортных средств, а на внутригородских дорогах – пешеходов.
В структуре ДТП с мототранспортом выявлен их рост к 2016 году до 15,2 %
с доминированием среди пострадавших лиц молодого возраста и, напротив, в ДТП с
иными транспортными средствами отмечено снижение числа травмированных водителей
до 20,3 % к 2016 году.
Выводы. Выявлено, что
пострадавшие с политравмой значимо старше (p <
0,01) остальных травмированных; у пешеходов
и водителей автотранспортных средств отмечено большее число тяжелых сочетанных
травм (до 40 %). Количество пострадавших в ДТП с политравмой на
федеральной автодороге М-8 «Холмогоры» и региональных трассах значительно выше,
чем на внутригородских дорогах г. Северодвинска.
Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия; дорожно-транспортные травмы;
обстоятельства травмы; сочетанная травма; арктическая зона Архангельской
области
Безопасность
и здоровье населения – это основа социально-экономического развития
государства. Ведущая роль для их обеспечения отводится снижению травматизма и
смертности от внешних причин и, прежде всего, от дорожно-транспортных
происшествий (ДТП) [1-3].
В арктической зоне Архангельской
области одним из наиболее значимых центров является г. Северодвинск, где заканчивается федеральная
автомобильная дорога (ФАД) М-8 «Холмогоры». Она связывает центр атомного
судостроения с
областным центром и обладает особенностями, характерными для северных
автодорог, способствующими возникновению ДТП с превалированием политравм у
пострадавших [4].
Традиционно повреждения, получаемые в ДТП, относятся к одним из наиболее
тяжелых видов травматизма; при этом
доля пострадавших с политравмой составляет 8-10 % от всех больных
травматологического профиля, находящихся на лечении в крупных стационарах, а
летальность среди них достигает 60 % [5-8]. Для выполнения
своевременной и качественной диагностики и проведения последующего лечения
существенное значение имеет знание причин и обстоятельств получения повреждений
в ДТП [8, 9]. Эти данные свидетельствуют о несомненной актуальности и
необходимости проведения исследований по проблематике дорожно-транспортного
травматизма (ДТТ) в Российской Арктике.
Цель – дать
характеристику обстоятельств травм и полученных повреждений у пострадавших в
дорожно-транспортных происшествиях арктической зоны Архангельской области.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Материалом
исследования послужила выборка 518 медицинских карт (ф. 003/у), оформленных на пострадавших в
ДТП, поступивших по
срочным показаниям на лечение в многопрофильные стационары г. Северодвинска в период с 01.01.2012 г. по 31.12.2016 г.
Истории болезни отбирались по критериям ретроспективного сплошного
документального наблюдения (были отобраны все истории болезни всех пострадавших
в ДТП, получавших стационарное лечение за пятилетний период).
Критерии включения в исследование:
1. Пол
мужской и женский.
2. Возраст
– 18 лет и старше.
3. Пострадавший
в ДТП в г. Северодвинске Архангельской области или на участке ФАД М-8
«Холмогоры» в зоне ответственности Северодвинской Скорой медицинской помощи,
получавший стационарное лечение.
4. Получение
травмы с 2012 по 2016 год включительно.
Признаки
и характеристики, отобранные для анализа:
1. Пол: мужчины, женщины.
2. Возраст.
3. Обстоятельства ДТП (водитель, пассажир,
мотоциклист, пешеход).
4. Место возникновения ДТП (город, автодороги).
5. Тип полученной травмы (изолированная,
множественная, сочетанная).
6. Патологоанатомический диагноз.
7. Расхождения клинического и
патологоанатомического диагнозов.
Для количественных признаков были рассчитаны
средние величины: медиана (первый и третий квартиль) и простая средняя
арифметическая (среднеквадратичное отклонение). Нормальность распределения
количественных признаков определялась по критерию Колмогорова-Смирнова. В условиях
неподчинения данных параметрам нормального распределения сравнение двух средних
величин проводилось с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни.
Анализ категориальных признаков проводился с использованием метода построения
таблиц сопряженности, расчета критерия хи-квадрат Пирсона и точного
двустороннего критерия Фишера (для четырехпольных таблиц). Анализ проводился с
использованием пакета прикладных статистических программ SPSSver. 22. В качестве критерия статистической
значимости была выбрана вероятность случайной ошибки менее 5 % (p < 0,05).
Исследование
было проведено в соответствии с этическими стандартами, изложенными в Хельсинкской
декларации. Протокол исследования был одобрен экспертным советом по
биомедицинской этике ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский
университет» (протокол № 08/11-17 от 29.11.2017 г.).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
При рассмотрении обстоятельств ДТП в изучаемом регионе нами были выделены следующие категории пострадавших: пешеходы, попавшие в ДТП – 169 (32,6 %) человек, водители автотранспортных средств – 143 (27,6 %), пассажиры автотранспортных средств – 144 (27,8 %) и водители мотоциклов – 62 человека (12,0 %) (табл. 1).
Таблица 1. Гендерная характеристика пострадавших в ДТП в зависимости от обстоятельств получения повреждения
Структура пострадавших |
Пешеходы |
Пассажиры |
Водители |
Мотоциклетная |
Всего |
Уровень p |
Мужчины |
76 |
64 |
117 |
52 |
309 |
1-4
= 0.0167 |
Женщины |
93 |
80 |
26 |
10 |
209 |
1-4 = 0.000 |
Всего |
169 |
144 |
143 |
62 |
518 |
1-4 = 0.000 |
Все
рассматриваемые категории лиц, травмированные в ДТП, получают достаточно
специфичные повреждения. Так, при наезде автомобиля на пешеходов у последних
чаще диагностируются травмы тазовых костей, нижних конечностей или
черепно-мозговые повреждения различной степени тяжести как следствие прямого
или бокового высокоэнергетического удара. Среди повреждений у водителей
автотранспортных средств превалируют повреждения груди и живота вследствие
удара человека о рулевое колесо.
Выявлено,
что мужчины-водители автотранспортных средств значительно более часто (p = 0,001) получают травмы в ДТП, чем женщины, а
женщины чаще попадают в ДТП, будучи пешеходами (p =
0,05) и пассажирами.
У 255 (49,2 %)
пострадавших в ДТП выявлены изолированные повреждения (p <
0,001). Множественные травмы отмечены у 72 (13,9 %) пострадавших, а
сочетанные – у 191 (36,9 %).
При рассмотрении
полового состава травмированных в ДТП выявлено значимое превалирование мужчин
во всех группах, а наибольшее количество женщин отмечено в группе с
изолированными повреждениями (рис. 1).
Рисунок 1. Распределение пострадавших в ДТП в зависимости от вида травмы и их половой принадлежности (%)
Этот факт можно
объяснить тем, что женщины являются более аккуратными водителями и пешеходами,
реже употребляют алкоголь и поэтому, если и получают травмы, то менее тяжелые.
Оценивая процентное соотношение травмированных относительно обстоятельств
получения повреждений, отмечаем, что процент изолированных повреждений остается
примерно одинаковым во всех исследуемых категориях, однако пешеходы и водители
автотранспортных средств получают значительно большее количество тяжелых
сочетанных повреждений, соотношение которых приближается к 40 % (рис. 2).
Рисунок 2. Распределение пострадавших в ДТП в зависимости от вида травм и их обстоятельств (%)
В части возраста
пострадавших в ДТП отмечаем, что сочетанные повреждения отмечены у лиц в
возрасте 41 года (29,0-56,0), множественная и
изолированная травмы – в возрасте 35 лет (соответственно 26,0-51,5 и 26,0-51,0). Выявлено, что травмированные с сочетанной травмой значимо старше
пострадавших с другими видами травм (p < 0,01). Мотоциклетные
травмы характерны для пострадавших в молодом возрасте.
Наибольший возраст среди травмированных
мужчин отмечен у пешеходов, а среди женщин – у водителей автотранспорта (табл.
2).
Таблица 2. Возрастная характеристика пострадавших в ДТП в зависимости от обстоятельств травмы
Структура пострадавших |
Пешеходы |
Пассажиры |
Водители |
Мотоциклетная |
Уровень p |
Мужчины |
44 |
33 |
37 |
32,5 |
1-2 = 0.000 |
Женщины |
54 |
36.5 |
32 |
32.5 |
1-2 = 0.000 |
Итого |
47 |
54 |
36 |
32,5 |
1-2 = 0.000 |
При
рассмотрении возраста внутри исследуемых групп выявлено, что женщины-пешеходы,
получившие травмы в ДТП, достоверно старше мужчин, а мужчины-пассажиры –
значимо моложе.
Количество
пострадавших в ДТП за исследуемый период (5 лет) на дорогах Северодвинска
составило 371 (71,6 %) человек, а на прилегающих к городу автодорогах –
147 (28,4 %). На ФАД М-8 «Холмогоры» и региональных автодорогах среди
пострадавших преобладали водители и пассажиры автотранспортных средств, а в г. Северодвинске
доминировали пешеходы (табл. 3).
Таблица 3. Характеристика пострадавших в ДТП в зависимости от места получения повреждения
Место ДТП |
Пешеходы |
Пассажиры |
Водители |
Мотоциклетная |
Уровень p |
Северодвинск |
144 |
93 |
86 |
48 |
1-2 = 0.0001 |
Автодороги |
25 |
51 |
57 |
14 |
1-2 = 0.0005 |
Всего |
169 |
144 |
143 |
62 |
1-2 = 0.0925 |
Этот
факт можно объяснить тем, что на региональных и федеральных дорогах отсутствует
большой поток пешеходов, скоростной режим транспорта намного выше, чем на
внутригородских дорогах, где нередко пешеходы нарушают правила дорожного
движения, что и способствует их повышенной травматизации.
Оценивая количественную характеристику травмированных по месту получения
повреждения выявлено, что число пострадавших с тяжелой множественной и
сочетанной травмой на федеральной и региональных дорогах больше, нежели на
внутригородских дорогах Северодвинска. Полагаем, что данный факт обусловлен
тем, что на федеральных и региональных трассах имеет место более высокий
скоростной режим автотранспорта, что способствует получению пострадавшими
высокоэнергетической политравмы (рис. 3).
Рисунок 3. Распределение
пострадавших в ДТП в зависимости от места получения травмы и вида повреждения (%)
При анализе динамики соотношения обстоятельств получения травм в ДТП за 5-летний период отмечено увеличение доли ДТТ в мототранспортных авариях с 12,1 % в2012 г. до 15,2 % в2016 г. (рис. 4).
Рисунок 4. Динамика удельного веса пострадавших в
ДТП в зависимости от обстоятельств получения травмы (%)
Данный факт обусловлен тем, что мотоцикл
является модным увлечением молодежи, но вместе с тем его травмоопасность
остается очень высокой.
Выявлен рост удельного веса пешеходов,
получивших травмы в ДТП с явно выраженным нарастающим трендом за 5-летний
период. Доля травмированных водителей автотранспортных средств в структуре
травматизма при ДТП имеет значимое снижение с 33,6 % в 2012 году до
20,3 % в 2016 году. Это, на наш взгляд, может быть обусловлено
снижением скоростного режима автотранспортных средств вследствие отмеченного в
период исследования ухудшения качества дорожного покрытия на улицах
Северодвинска и роста штрафных санкций за превышение скорости.
Анализируя
результаты госпитального лечения исследуемых травмированных в многопрофильных
стационарах г. Северодвинска, отмечаем, что за пятилетний период
зарегистрировано 10 (1,9 %) случаев госпитальной летальности у
пострадавших в ДТП в г. Северодвинске; при этом мужчин отмечено 6 (60 %),
женщин – 4 (40 %), средний возраст умерших составил 34 (25-56) года.
Распределение
по обстоятельству получения травы было следующим: 6 (60,0 %) пострадавших
были пешеходами, 2 (20,0 %) – пассажирами автомобиля и по одному водителю
(10,0 %) и мотоциклисту (10,0 %). На дорогах г. Северодвинска
получили травмы 4 (40 %), 6 (60 %) – на ФАД М-8 «Холмогоры» и
прилегающих автодорогах.
У 9 травмированных
была диагностирована политравма, у одного – множественная травма головы.
Причиной смерти были отек и дислокация головного мозга, а также полиорганная
недостаточность. При вскрытии умерших травмированных расхождений клинического и
патологоанатомического диагнозов не выявлено.
Незначительная
доля госпитальной летальности (1,9 %) в стационарах г. Северодвинска
обусловлена тем, что в Архангельской области создан травмоцентр I уровня на базе Архангельской областной клинической больницы,
который замыкает на себя всю тяжелую автодорожную травму со всей области
посредством экстренной эвакуацией тяжелых пострадавших либо реанимобилями с
сопровождением высоквалифицированной бригады, либо санитарной авиацией из
отдаленных или труднодоступных районов Архангельской области.
В травмацентр I уровня из стационаров г. Северодвинска после выполнения
ургентных оперативных вмешательств и стабилизации состояния были переведены 11
(2,1 %) наиболее тяжелых пострадавших в ДТП с политравмой, получившие там
дальнейшее лечение.
ВЫВОДЫ:
1. Среди пострадавших в ДТП на федеральной и
региональных автодорогах, прилегающих к г. Северодвинску, преобладали
водители и пассажиры автотранспортных средств, а на внутригородских дорогах
доминировали пешеходы.
2. Выявлено,
что пешеходы и водители автотранспортных средств получают большее количество
политравм, удельный вес которых достигает 40 %. Количество пострадавших в
ДТП с тяжелыми множественными и сочетанными повреждениями на ФАД М-8
«Холмогоры» и региональных трассах выше, чем на внутригородских дорогах г. Северодвинска.
3. При авариях на мототранспорте чаще других
получали повреждения молодые люди (до 39 лет); от других видов
автотранспорта чаще травмировались среди мужчин пожилые пешеходы, а среди
женщин – водители автотранспортных средств. Политравма значимо превалировала у
лиц старшего возраста (p < 0,01).
4. Отмечено увеличение удельного веса мототранспортных
аварий до 15,2 % и снижение травм у водителей автотранспортных средств до
20,3 %.
5. Госпитальная летальность среди
пострадавших в ДТП составила 1,9 %, подавляющее большинство из них (90 %)
получили тяжелые сочетанные травмы. Небольшая
госпитальная летальность среди пострадавших в ДТП в стационарах г. Северодвинска
обусловлена переводом наиболее тяжелых травмированных с политравмой в
травмоцентр I уровня в Архангельской областной клинической больнице.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:
1. Baranov AV, Matveev RP, BarachevskiyYuE.
Pelvic injuries as a problem of contemporary traumatism. Human Ecology. 2013; (8): 58-64. Russian (Баранов А.В., Матвеев Р.П.,
Барачевский Ю.Е. Повреждения
таза как проблема современного травматизма //Экология человека.
2013. № 8.
С. 58-64)
2. Mordovskiy
EA, Solovyev AG, Vyazmin AM, Kuzin SG, Kolyadko EA. Consumption of alcohol before
death and
mortality from
injuries, poisoning and other consequences of external causes. Human Ecology. 2014; (9):
24-29. Russian (Мордовский Э.А., Соловьев А.Г.,
Вязьмин А.М., Кузин С.Г., Колядко Э.А. Потребление алкоголя накануне смерти и
смертность от травм, отравлений и других последствий действия внешних причин
//Экология человека. 2014. № 9. С. 24-29)
3. Agadzhanyan VV, Ustyantseva IM, Pronskikh AA, Kravtsov SA, Novokshonov AV, Agalaryan AKh, Milyukov AYu, Shatalin AV. Polytrauma. An acute
management and
transportation. Novosibirsk
: Science, 2008. 320 p.
Russian (Агаджанян В.В., Устьянцева И.М.,
Пронских А.А., Кравцов С.А., Новокшонов А.В., Агаларян А.Х., Милюков А.Ю.,
Шаталин А.А. Политравма. Неотложная помощь и транспортировка. Новосибирск:
Наука, 2008. 320 с.)
4. Decree of the President of Russian Federation
from 02.05.2014 No.296 «About the land territories of the Arctic zone of the Russian
Federation». Russian (Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 г.
№ 296 «О сухопутных
территориях Арктической зоны Российской Федерации»)
5. Agadzhanyan VV. Organizational problems of
delivery of care for patients with polytrauma. Polytrauma. 2012; (1): 5-9. Russian (Агаджанян В.В.
Организационные проблемы оказания помощи пострадавшим с политравмами //Политравма.
2012. №1. С. 5-9)
6. Baranov AV, Matveev RP, Barachevskiy YuE. The assessment of the circumstances and severity
of injuries of victims with pelvic injuries at the phase of specialized medical
care. Disaster Medicine. 2012; 1(77): 23-25. Russian (Баранов А.В., Матвеев
Р.П., Барачевский Ю.Е.
Оценка обстоятельств и тяжести повреждений у пострадавших с травмами таза на
этапе специализированной медицинской помощи //Медицина катастроф. 2012. № 77. С. 23-25)
7. Isaeva IA. Improving the treatment
efficiency of patients with concomitant mechanical injuries in road traffic
accidents (using the example of the Tatarstan Republic). Abstracts of candidate of medical science.
Kazan, 2013. 20 p. Russian (Исаева И.А. Повышение
результативности лечения пострадавших с сочетанными механическими травмами в
дорожно-транспортных происшествиях (на примере Республики Татарстан): автореф.
дис. … канд. мед. наук. Казань, 2013. 20 с.)
8. Klyuchevskiy VV, Gural KA, Dambaev GTs, Nedashkovskiy EV, Bobovnik SV. Traumatic shock. Yaroslavl, 2009. 288 p. Russian (Ключевский В.В., Гураль К.А., Дамбаев Г.Ц.,
Недашковский Э.В., Бобовник С.В. Травматический шок. Ярославль, 2009. 288
с.)
9. Zarkov
SI. Sociomedical and expert assessment of road traffic injuries outcomes at the
hospital stage of medical care. Abstracts of candidate of medical science.
Moscow, 2011. 19 р. Russian (Зарков С.И.
Медико-социальная и экспертная оценка исходов дорожно-транспортных травм на
госпитальном этапе оказания медицинской помощи: автореф. дис. … канд. мед.
наук. М., 2011.19 с.)
Статистика просмотров
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.